Войти
23.06.2017 13:13

Устав города Минска

Устав города Минска - нормативный правовой акт, определяющий на основе законодательства направление и порядок взаимодействия Минского городского Совета депутатов, исполнительных и распорядительных органов, органов территориального общественного самоуправления по вопросам осуществления в столице управления и самоуправления, особенности формирования и полномочий органов территориального общественного самоуправления, градостроительного устройства, иные вопросы, касающиеся осуществления городом Минском функций столицы Республики Беларусь.

Глава 1. Город и его территория

Статья 1. Статус города

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь город Минск является столицей Республики Беларусь. Статус города Минска определяется законодательством и настоящим Уставом. Город Минск является административно-территориальной единицей, имеет территорию, население, органы городского управления и самоуправления, герб, флаг и гимн.

Статья 2. Население города

Население города Минска составляют его жители (минчане) - граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие согласно законодательству постоянное место жительства в городе. Лица, временно проживающие в столице, независимо от их гражданства обладают теми же правами, несут такие же обязанности, как и жители Минска, если иное не предусмотрено законодательством.

Статья 3. Органы местного управления и самоуправления

Систему органов городского управления образуют Минский городской исполнительный комитет (далее - исполнительный комитет) и администрации районов города. Систему органов городского самоуправления образуют Минский городской Совет депутатов (далее - Совет), органы территориального общественного самоуправления. Жители города осуществляют свою власть непосредственно через местные референдумы, выборы Совета, местные собрания, а также через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных законодательством.

Статья 4. Символы города

Символами города являются герб города Минска, флаг города Минска, гимн города Минска. Герб города Минска представляет собой барочный щит, в голубом поле которого изображены Божья Матерь на серебряном облаке в красно-синих одеждах, два ангела и два херувима. Флаг города Минска представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в центре гербовой эмблемы города Минска. Описание герба и флага, а также текст и музыка гимна города Минска, порядок их официального использования утверждаются Советом по представлению исполнительного комитета.

Статья 5. День города

День города Минска - общегородской праздник, отмечается ежегодно во вторую субботу сентября. Организация и финансирование праздника осуществляются исполнительным комитетом.

Статья 6. Почетные звания и поощрения города

За особые заслуги в развитии экономики, социальной сферы, науки и культуры города Минска гражданину Республики Беларусь, а также иностранному гражданину за выдающийся вклад в развитие города может присваиваться звание "Почетный гражданин города Минска". Порядок присвоения почетного звания, права и привилегии почетных граждан устанавливаются Советом и исполнительным комитетом. Исполнительный комитет, Совет вправе устанавливать и применять иные виды поощрений граждан и трудовых коллективов города Минска.

Статья 6 - с изменениями, внесенными решением Минского городского Совета депутатов от 16 октября 2003 г. № 6

Статья 7. Территория города

Территория города Минска определяется городской чертой (границей), в пределах которой осуществляются городское управление и самоуправление. В состав территории города в соответствии с законодательством могут быть переданы другие территории (земли). Установление и изменение городской черты осуществляются Президентом Республики Беларусь по представлению Совета Министров Республики Беларусь на основе предложений Совета и исполнительного комитета. Территория города используется в соответствии с генеральным планом и планами землеустройства города Минска.

Статья 8. Административно-территориальное деление города

Территория города Минска в целях эффективного управления и оптимальной организации исполнения решений, связанных с удовлетворением социально-культурных и бытовых потребностей граждан, охраной правопорядка и соблюдением законности, делится на районы. Образование, изменение и упразднение районов города, присвоение им наименования осуществляются Президентом Республики Беларусь по представлению Совета Министров Республики Беларусь на основе предложений Совета и исполнительного комитета.

Статья 9. Пригородная территория (зона)

Земли за пределами городской черты Минска, служащие резервом для расширения его территории, местом размещения и строительства сооружений, связанных с благоустройством и нормальным функционированием городского хозяйства, выполняющие защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции и являющиеся местом отдыха населения, выделяются в пригородную территорию (зону) города. Выделение и использование земель пригородной территории (зоны) осуществляются в установленном законодательством порядке.

Глава 2. Минский городской Совет депутатов Статья 10. Статус Минского городского Совета депутатов

Совет является представительным государственным органом и основным звеном системы самоуправления города. Совет является юридическим лицом. Организация и деятельность Совета регулируются Конституцией Республики Беларусь, законодательными и иными нормативными правовыми актами, настоящим Уставом и регламентом Совета. Совет составляют депутаты, избранные гражданами города на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года. Совет осуществляет свою деятельность через сессии, постоянные и временные комиссии и другие органы Совета, а также путем реализации депутатами своих полномочий в порядке, установленном законодательством. В случаях, предусмотренных законом, полномочия Совета могут быть досрочно прекращены. По решению сессии Совет выступает инициатором внесения изменений и дополнений в законодательные акты с направлением соответствующих обращений к субъектам права законодательной инициативы, а также с предложениями при разработке государственных программ и планов подготовки проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь.

Статья 11. Компетенция Минского городского Совета депутатов

К компетенции Совета относятся:

  • утверждение стратегического плана, прогнозов и программ социально-экономического развития города;
  • утверждение и изменение Устава города;
  • утверждение бюджета города и отчета о его исполнении, внесение при необходимости изменений в него;
  • утверждение генерального плана развития города, планов землеустройства его территории и проекта планировки пригородной территории (зоны);
  • решение в соответствии с законодательством вопросов административно-территориального устройства города;
  • установление в соответствии с законодательством местных налогов, сборов и пошлин, а также тарифов по оплате бытовых, коммунальных, транспортных и иных услуг, если это не устанавливается вышестоящими государственными органами;
  • освобождение юридических и физических лиц от взимания местных налогов, сборов и пошлин или установление порядка такого освобождения;
  • определение в пределах, установленных законодательством, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;
  • назначение местных референдумов, вынесение проекта нормативного
  • правового акта на публичное обсуждение населением города;
  • признание полномочий депутатов Совета и их досрочное прекращение;
  • избрание и освобождение от обязанностей председателя Совета и его заместителей;
  • утверждение в установленном порядке в должности председателя исполнительного комитета;
  • утверждение структуры Совета, определение расходов, необходимых для его содержания и деятельности;
  • утверждение регламента Совета;
  • заслушивание отчетов председателя Совета, постоянных комиссий, других органов, образуемых или избираемых Советом, избираемых, назначаемых или утверждаемых им должностных лиц, отчетов и информации председателя исполнительного комитета;
  • отмена в случае несоответствия законодательству распоряжений председателя Совета, решений исполнительного комитета и распоряжений его председателя, актов органов территориального общественного самоуправления;
  • рассмотрение запросов депутатов и принятие по ним решений;
  • принятие решений о выпуске местных займов, выделении дотаций, субвенций, ссуд и залоге коммунальной собственности для получения инвестиционных кредитов;
  • обеспечение развития и координация деятельности органов территориального общественного самоуправления, оказание им организационно-методической помощи;
  • обеспечение взаимосвязи и взаимодействия населения Минска с местными и республиканскими государственными органами;
  • делегирование полномочий, не отнесенных законом к исключительной компетенции Совета, исполнительному комитету, администрациям районов города, органам территориального общественного самоуправления;
  • утверждение правил благоустройства и содержания города; установление порядка приглашения иногородних граждан для работы и жительства в Минске и размера платы за каждого приглашенного с учетом затрат на развитие социальной инфраструктуры города;
  • определение в соответствии с законодательными актами особенностей приобретения и обмена жилых помещений в городе Минске в домах государственного и частного жилищного фонда гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства, не проживающими постоянно в городе Минске;
  • утверждение порядка согласования органами опеки и попечительства города сделок отчуждения, залога и обмена жилых
  • помещений отдельных категорий граждан;
  • награждение Почетной грамотой Совета за заслуги в развитии экономики, социальной сферы, науки и культуры города;
  • иные вопросы, отнесенные к компетенции Совета законодательством, в том числе связанные с осуществлением городом Минском столичных функций.

Статья 12. Структура Минского городского Совета депутатов

Структура Совета включает:

  • председателя Совета;
  • заместителей председателя Совета;
  • постоянные комиссии Совета и иные постоянные и временные органы, образованные Советом;
  • президиум Совета.

Порядок формирования, компетенция органов Совета определяются законодательством, настоящим Уставом и регламентом Совета.

Статья 13. Президиум Минского городского Совета депутатов

В состав президиума Совета входят: председатель Совета, его заместители, председатели постоянных комиссий Совета. Основной формой деятельности президиума является заседание.

Президиум Совета:

  • организует наряду с председателем Совета работу по созыву сессий Совета, сообщает депутатам и доводит до сведения населения время и место проведения сессий, а также вопросы, вносимые на рассмотрение Совета, и принятые по ним решения;
  • осуществляет руководство подготовкой сессий Совета и вопросов, вносимых на их рассмотрение;
  • координирует деятельность постоянных и временных комиссий, депутатских групп, вносит на рассмотрение Совета предложения о создании постоянных комиссий Совета;
  • утверждает положение о постоянных комиссиях Совета;
  • организует контроль за выполнением решений Совета;
  • информирует Совет о своей деятельности;
  • оказывает содействие депутатам в осуществлении ими своих полномочий и обеспечивает их необходимой информацией;
  • вносит на сессию Совета предложения по вопросам, связанным с реализацией прав и исполнением обязанностей депутатов, в том числе с освобождением депутатов от исполнения ими производственных обязанностей на время подготовки и проведения сессий Совета, заседаний его постоянных и временных комиссий;
  • организует взаимодействие Совета с исполнительным комитетом и администрациями районов города, общественными объединениями, органами территориального общественного самоуправления;
  • обеспечивает гласность работы Совета;
  • организует обсуждение гражданами проектов решений Совета, иных важнейших вопросов городского значения; обеспечивает широкое участие общественных объединений и граждан в разработке, принятии и реализации решений по этим вопросам;
  • обеспечивает рассмотрение обращений граждан, адресованных Совету;
  • вносит в установленном порядке предложения о представлении к наградам и поощрениям организаций и граждан;
  • организует в соответствии с законодательством проведение выборов и референдумов;
  • вносит в случаях, предусмотренных законодательством, на рассмотрение Совета вопросы о досрочном прекращении полномочий депутатов;
  • рассматривает адресованные ему запросы и отвечает на них в порядке и сроки, установленные законодательством;
  • направляет на заключение соответствующих постоянных комиссий проекты решений Совета, при необходимости организует их юридическую и иную экспертизу;
  • вносит на рассмотрение сессии Совета предложения по заявлениям и жалобам на решения и действия исполнительного комитета;
  • осуществляет иные, определенные регламентом Совета функции в пределах полномочий Совета.

Статья 14. Председатель Минского городского Совета депутатов

Председатель Совета избирается из числа депутатов тайным голосованием на сессии Совета; порядок проведения тайного голосования по выборам председателя Совета, а также порядок освобождения его от должности или досрочного сложения полномочий определяются регламентом Совета. Председатель Совета:

  • представляет Совет во взаимоотношениях с другими государственными органами, в том числе международными, органами территориального общественного самоуправления, организациями и гражданами;
  • подписывает решения и протоколы заседаний Совета, его президиума, издает в пределах своей компетенции распоряжения;
  • организует работу Совета, ведет его заседания (председательствует на них), осуществляет подготовку заседаний президиума Совета, председательствует на них;
  • созывает заседания Совета, доводит до сведения депутатов и жителей города время и место их проведения, а также проект повестки дня;
  • оказывает содействие депутатам Совета в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией, рассматривает вопросы, связанные с освобождением депутатов от выполнения служебных или производственных обязанностей для работы в Совете, его органах и в избирательных округах;
  • координирует деятельность постоянных и временных комиссий Совета, депутатских групп;
  • принимает к рассмотрению адресованные ему запросы и дает по ним ответ в порядке и сроки, установленные законодательством;
  • обеспечивает рассмотрение обращений граждан, адресованных Совету;
  • принимает и увольняет работников аппарата Совета;
  • решает иные вопросы, поручаемые ему Советом;
  • представляет ежегодно Совету отчет о своей деятельности и деятельности президиума.

Статья 15. Заместитель председателя Минского городского Совета депутатов

Заместитель председателя Совета выполняет функции в соответствии с регламентом Совета, поручения председателя Совета, а в случаях отсутствия председателя Совета или невозможности осуществления им своих обязанностей выполняет его функции. Заместитель председателя Совета избирается тайным голосованием на заседании Совета по предложению председателя Совета из числа депутатов Совета на срок его полномочий. По решению Совета может быть избрано несколько заместителей председателя Совета. Компетенция каждого заместителя председателя Совета определяется распоряжением председателя Совета и регламентом Совета. Заместитель председателя Совета подотчетен Совету и может быть освобожден от обязанностей тайным голосованием на заседании Совета. Порядок внесения предложений об избрании и освобождении заместителя председателя Совета от должности определяется регламентом Совета.

Статья 16. Постоянные комиссии Минского городского Совета депутатов

Постоянные комиссии Совета избираются на сессии Совета из числа депутатов для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к компетенции Совета, а также организации выполнения его решений, решений вышестоящих государственных органов и контроля за их выполнением. Порядок избрания и деятельности постоянных комиссий определяется регламентом Совета и положением о постоянных комиссиях. Для работы в комиссиях в порядке, определенном регламентом Совета, могут привлекаться консультанты и эксперты с правом совещательного голоса. Рекомендации постоянных комиссий подлежат рассмотрению соответствующими государственными органами, организациями, органами территориального общественного самоуправления. О результатах рассмотрения рекомендаций и принятых мерах сообщается комиссии в месячный срок.

Статья 17. Сессия Минского городского Совета депутатов

Основной формой деятельности Совета является сессия. Первая сессия вновь избранного Совета созывается Минской городской территориальной избирательной комиссией при избрании более 50 процентов депутатов от общей численности, установленной для Совета, не позднее чем через 30 дней после выборов. Сессия Совета правомочна, если для участия в заседании Совета зарегистрировалось более половины от числа избранных депутатов Совета. Для обеспечения работы сессии Совета могут избираться секретариат, мандатная, редакционная и счетная комиссии, группа депутатов по контролю за работой электронной системы голосования. Сессии проводятся открыто и гласно, за исключением случаев, когда по решению Совета необходимо проведение закрытого заседания. Сессии Совета созываются председателем Совета, а в случаях невозможности исполнения им своих обязанностей или по его поручению - его заместителем, президиумом Совета, по инициативе не менее чем 1/3 депутатов Совета, а также председателя исполнительного комитета, избирателей из числа жителей города в количестве не менее 10 процентов их списочного состава. Сессия Совета может быть также созвана по требованию Президента Республики Беларусь в случаях нарушения Советом законодательства, ущемления прав и охраняемых законом интересов граждан.

Статья 18. Депутат Минского городского Совета депутатов

Статус депутата Совета определяется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 27 марта 1992 г. № 1547-ХII "О статусе депутата местного Совета депутатов Республики Беларусь" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., № 13, ст.217), регламентом, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами.

Статья 19. Решения Минского городского Совета депутатов

Решения Совета - правовые акты, принимаемые Советом по вопросам, отнесенным к его компетенции. Решения принимаются тайным или открытым голосованием, в том числе и поименным. Решения принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, настоящим Уставом и регламентом Совета. Решения Совета по наиболее важным вопросам могут приниматься после предварительного обсуждения их жителями города в порядке, предусмотренном законодательством. Решения Совета обязательны для исполнения исполнительным комитетом, администрациями районов города, всеми организациями, расположенными на его территории, должностными лицами и гражданами. Решения Совета вступают в силу в порядке, предусмотренном законодательством.

Статья 20. Обеспечение деятельности Минского городского Совета депутатов

Для организации текущей работы, подготовки сессий Советом создается аппарат Совета. Организационно-техническое обслуживание деятельности Совета обеспечивается исполнительным комитетом в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

Глава 3. Минский городской исполнительный комитет Статья 21. Статус Минского городского исполнительного комитета

Исполнительный комитет является исполнительным и распорядительным органом на территории города Минска с правами юридического лица. Исполнительный комитет в своей деятельности подотчетен и подконтролен Президенту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь, а также ответственен перед Советом по вопросам, относящимся к компетенции Совета. Исполнительный комитет обеспечивает экономическое, социальное, культурное развитие города, улучшение экологии городской среды, исходя из общегосударственных интересов и его статуса как столицы, а также потребностей населения города, исполняет решения вышестоящих государственных органов.

Статья 22. Компетенция Минского городского исполнительного комитета

В планировании, бюджетной политике и финансах:

  • разрабатывает на основе научного анализа и прогнозирования стратегию устойчивого развития города и управления им; разрабатывает и представляет на утверждение Совету проекты стратегического плана, годовых и перспективных прогнозов и программ социально-экономического развития города, обеспечивает их выполнение;
  • разрабатывает и представляет на утверждение Совету проект бюджета города, принимает меры по его исполнению и представляет в соответствии с законодательством отчет о его выполнении;
  • в установленные сроки представляет в Министерство финансов Республики Беларусь проект бюджета города на очередной финансовый (бюджетный) год и отчет об исполнении бюджета города за предыдущий финансовый (бюджетный) год;
  • организует получение доходов бюджета города и их использование по целевому назначению, принимает решения о проведении аукционов;
  • выступает в качестве учредителя банков (в том числе городского), небанковских финансово-кредитных организаций, страховых организаций и иных юридических лиц;
  • вкладывает и размещает свободные средства города в акции и другие ценные бумаги, депозиты, а также предоставляет процентные и беспроцентные займы, ссуды, проводит лотереи и иные финансовые мероприятия;
  • содействует созданию на территории города организаций различных форм собственности, участвует в их учреждении на долевых началах;
  • осуществляет контроль за соблюдением законодательства по вопросам ценообразования на территории города;
  • устанавливает в соответствии с законодательством цены, тарифы, надбавки (скидки) на товары (работы, услуги), на которые установлено государственное регулирование цен и тарифов, с учетом складывающейся социально-экономической ситуации;
  • предоставляет льготы по уплате государственной пошлины и других обязательных платежей, поступающих в бюджет города;
  • проводит ревизии состояния бюджетных и внебюджетных средств администраций районов города.

В управлении коммунальной собственностью, взаимоотношениях с предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями на территории города:

  • ведет учет и реестр собственников недвижимого имущества, находящегося на территории города, независимо от форм собственности на основании данных технической инвентаризации в порядке, установленном законодательством и решениями исполнительного комитета;
  • производит государственную регистрацию, ликвидацию (прекращение деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством;
  • распоряжается имуществом, находящимся в коммунальной собственности, в порядке, установленном Советом;
  • осуществляет в соответствии с законодательством разгосударствление и приватизацию объектов, находящихся в коммунальной собственности;
  • принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации организаций коммунальной собственности в порядке, определенном Советом, утверждает режим работы таких организаций, а также согласовывает режим работы других организаций независимо от форм собственности, расположенных на территории города, если иное не предусмотрено законодательством;
  • получает от организаций всех форм собственности, расположенных на территории города, необходимые сведения о проектах их планов и мероприятий, которые могут иметь экологические, демографические, социальные и иные последствия, затрагивающие интересы жителей города, осуществляет обязательное их согласование;
  • предоставляет в первоочередном порядке в аренду здания, сооружения и иные объекты, находящиеся в коммунальной собственности, государственным органам Республики Беларусь, а также дипломатическим представительствам, консульским учреждениям иностранных государств и представительствам международных организаций в Республике Беларусь;
  • осуществляет по решению Президента Республики Беларусь или Совета Министров Республики Беларусь отдельные полномочия по владению, пользованию и распоряжению расположенными на территории города зданиями, сооружениями и иными объектами, находящимися в республиканской собственности.

В градостроительстве, землепользовании, жилищно-коммунальном хозяйстве:

  • проводит единую политику в области архитектуры, строительства, благоустройства, содержания, ремонта и реконструкции жилищного фонда и объектов жилищно-коммунального хозяйства;
  • делегирует часть полномочий администрациям районов города в области проектирования строительства и эксплуатации объектов, а также контроля и надзора за их осуществлением;
  • разрабатывает с учетом мнения администраций районов города и представляет на утверждение Минских городского и областного Советов депутатов проекты соответственно генерального плана развития города и его пригородной зоны;
  • утверждает проекты детальной планировки города, правила его застройки, нормы обеспечения жителей города жилой площадью, объектами культурно-бытового назначения и другие нормы в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
  • утверждает по согласованию с соответствующими государственными органами градостроительные, строительные и эксплуатационные нормы и правила города;
  • организует строительство, реконструкцию и содержание на территории города объектов, необходимых для осуществления городом функций столицы Республики Беларусь, за счет средств в соответствии с законодательством;
  • привлекает с согласия собственников их средства на развитие территорий города;
  • привлекает в соответствии с законодательством средства юридических лиц в создание (развитие) социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры города;
  • устанавливает порядок определения размера и компенсации затрат за созданную инженерно-транспортную инфраструктуру при предоставлении земельных участков;
  • устанавливает в соответствии с законодательством порядок кредитования граждан в строительстве жилья, включая использование средств жилищно-инвестиционных фондов, осуществляет строительство социального жилья;
  • информирует граждан о предоставлении земельных участков для размещения объектов, деятельность которых затрагивает интересы этих граждан;
  • предоставляет земельные участки в пользование, аренду, пожизненное наследуемое владение, передает их в собственность, а также изымает земельные участки в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством;
  • передает свои полномочия администрации свободной экономической зоны "Минск" в части изъятия, предоставления и передачи в аренду земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством;
  • выкупает у граждан земельные участки, находящиеся в границах города;
  • разрешает земельные споры в соответствии с законодательством;
  • выдает разрешение на проведение изыскательских работ на земельных участках на срок не более одного года по согласованию с землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков;
  • осуществляет ведение городского земельного и городского градостроительного кадастров;
  • осуществляет контроль за соблюдением правил содержания и использования государственного и частного жилищного фондов, применяет в соответствии с законодательством меры ответственности за их нарушение;
  • передает в собственность, предоставляет в пожизненное наследуемое владение, пользование, аренду и изымает в установленном законодательством Республики Беларусь порядке земельные участки для размещения жилых домов, зданий, сооружений, иных объектов, в том числе объектов, необходимых для функционирования государственных органов Республики Беларусь, а также дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств и представительств международных организаций в Республике Беларусь;
  • координирует и контролирует деятельность организаций водоснабжения, энергоснабжения, транспортных и иных организаций с целью обеспечения надежного функциони

В социальной сфере и защите окружающей среды:

  • решает в соответствии с законодательством вопросы охраны здоровья, образования, социальной защиты и культурного обеспечения, торгового, транспортного, коммунального, бытового и иного обслуживания граждан на территории города, защищает права беженцев;
  • вносит в установленном законодательством порядке предложения об объявлении (признании) особо охраняемыми отдельных природных территорий и объектов, памятников истории и культуры, размещенных в границах города и пригородной зоны;
  • содействует развитию народных традиций и обычаев на территории города;
  • может выступать учредителем научных и образовательных учреждений, а также средств массовой информации города;
  • участвует в соответствии с законодательством в определении рекламной политики в городе, заботясь, чтобы реклама, в том числе наружная, была добросовестной, достоверной, этичной, доступной для восприятия и не направленной во вред жителям города;
  • содействует исполнению законодательства Республики Беларусь по вопросам воинской службы всеми должностными лицами и гражданами, а также организациями, расположенными на территории города;
  • обеспечивает законность и общественную безопасность на территории города;
  • может участвовать в создании и обеспечении работы республиканских и международных систем связи и информационных сетей;
  • планирует и осуществляет в соответствии с законодательством мероприятия в области охраны окружающей среды, осуществляет контроль за соблюдением экологических нормативов;
  • приостанавливает строительство, реконструкцию, капитальный ремонт или эксплуатацию объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм и правил на территории города;
  • разрабатывает и представляет на утверждение в Совет территориальные программы и мероприятия в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, принимает меры по их реализации;
  • осуществляет на территории города государственный контроль за использованием и охраной земель, недр, водных объектов, лесов, растительного и животного мира, а также за охраной атмосферного воздуха в порядке, установленном законодательством;
  • организует экологическое просвещение, образование и воспитание жителей города, обеспечивает их необходимой информацией в области охраны окружающей среды.

В организации управления:

  • разрабатывает и представляет на утверждение Совету проект устава города и изменения в него;
  • разрабатывает на научной основе систему управления городом и постоянно совершенствует ее, для чего создает соответствующую требованиям времени организационную структуру, которая способствует эффективной деятельности городской исполнительной власти;
  • направляет, координирует и контролирует работу администраций районов города, содействует их деятельности;
  • решает возложенные на него законодательством задачи по организации выборов и референдумов, а также обсуждению других важнейших вопросов городского и республиканского значения;
  • устанавливает границы территориальных образований (микрорайоны, кварталы и другие) внутри административно-территориальных единиц города;
  • отменяет в пределах его компетенции решения администраций районов города, принятые с нарушением законодательства или противоречащие решениям Совета и исполнительного комитета;
  • образует по вопросам его деятельности комиссии, определяет их полномочия и руководит их деятельностью;
  • принимает меры по обеспечению и защите интересов города в судебном порядке, а также в вышестоящих органах государственного управления и иных государственных органах;
  • обеспечивает информирование населения о важнейших событиях социально-экономической и общественно-политической жизни города;
  • взаимодействует на принципах социального партнерства с профессиональными союзами в решении социально-экономических задач;
  • взаимодействует с общественными организациями и движениями, органами территориального общественного самоуправления;
  • организует прием населения руководителями исполнительного комитета и его структурных подразделений, рассматривает обращения граждан и принимает по ним решения в пределах своей компетенции;
  • вносит в установленном порядке предложения о представлении к государственным наградам и поощрениям;
  • представляет столицу Республики Беларусь - город Минск в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.

Исполнительный комитет осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством и Уставом города, в том числе делегированные ему Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь и другими государственными органами.

Статья 23. Структура Минского городского исполнительного комитета

Структура и штатное расписание исполнительного комитета определяются председателем исполнительного комитета в порядке, установленном законодательством, в пределах бюджетных средств, утвержденных Советом на его содержание. Структурные подразделения исполнительного комитета могут являться юридическими лицами и иметь банковские счета.

Статья 24. Регламент Минского городского исполнительного комитета

Исполнительный комитет утверждает свой регламент. Регламент является нормативным актом, регулирующим порядок и формы деятельности исполнительного комитета.

Статья 25. Решения Минского городского исполнительного комитета

Исполнительный комитет в пределах своей компетенции принимает решения. Решения исполнительного комитета принимаются простым большинством голосов от его состава, подписываются председателем и управляющим делами исполнительного комитета.

Статья 26. Председатель Минского городского исполнительного комитета

Председатель исполнительного комитета является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти на территории города. Председатель назначается на должность Президентом Республики Беларусь и утверждается Советом в порядке, установленном законодательством. Председатель исполнительного комитета:

  • рассматривает в установленном порядке представленные на согласование проекты законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, республиканских программ, затрагивающих интересы города;
  • вносит на рассмотрение Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь проекты нормативных правовых актов и другие предложения по вопросам, касающимся города;
  • принимает участие в заседаниях Совета Министров Республики Беларусь с правом совещательного голоса при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы города;
  • принимает участие в решении вопросов о проведении в городе мероприятий общегосударственного и международного характера;
  • принимает участие в решении вопросов о размещении в городе государственных органов, дипломатических представительств, консульских учреждений и представительств международных организаций;
  • вносит в соответствующие государственные органы предложения о передаче либо продаже в коммунальную собственность города объектов, находящихся в республиканской собственности, а также долей принадлежащего Республике Беларусь имущества в уставных фондах хозяйственных обществ, расположенных на территории города, если они имеют важное значение для обеспечения выполнения городом функций столицы Республики Беларусь;
  • согласовывает назначение и увольнение руководителей республиканских предприятий, расположенных на территории города;
  • согласовывает вопросы о создании, реорганизации, перепрофилировании или ликвидации организаций республиканской формы собственности, расположенных на территории города;
  • назначает по согласованию с Президентом Республики Беларусь первого заместителя, заместителей председателя, управляющего делами, иных членов исполнительного комитета, глав администраций районов города;
  • назначает заместителей глав и управляющих делами администраций районов города;
  • представляет исполнительный комитет во взаимоотношениях с Советом, другими государственными органами, организациями и гражданами, а также на международном уровне;
  • представляет на сессии Совета по мере необходимости, но не реже одного раза в год отчеты о деятельности исполнительного комитета, информирует Совет и граждан о состоянии дел на территории города;
  • организует работу по подготовке заседаний исполнительного комитета, ведет заседания, обеспечивает контроль за реализацией принятых решений;
  • подписывает решения и протоколы заседаний исполнительного комитета, издает в пределах своей компетенции распоряжения;
  • является распорядителем кредитов по расходной части бюджета и внебюджетных средств города;
  • налагает в соответствии с законодательством дисциплинарные взыскания на глав администраций районов города, их заместителей;
  • определяет структуру и штаты исполнительного комитета, его комитетов, управлений, отделов и других подразделений, руководит ими, назначает на должности и освобождает от должностей руководителей отделов, управлений, комитетов и других подразделений исполнительного комитета, иных работников аппарата исполнительного комитета, заключает от имени нанимателя трудовые договоры (контракты) с работниками исполнительного комитета, применяет к ним меры поощрения, налагает на них дисциплинарные взыскания;
  • осуществляет общее руководство деятельностью подведомственных исполнительному комитету предприятий, организаций, учреждений и объединений, назначает на должности и освобождает от должностей с учетом мнения администрации соответствующего района их руководителей;
  • назначает по согласованию с исполнительным комитетом на должности и освобождает от должностей руководителей организаций, основанных на коммунальной собственности города;
  • согласовывает на основании решения исполнительного комитета кандидатуры на должности руководителей городских подразделений Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Государственного налогового комитета Республики Беларусь;
  • руководит гражданской обороной на территории города, в случаях стихийных бедствий, аварий, катастроф принимает меры по спасению людей и сохранению материальных ценностей, нормализации экологической обстановки, имеет право для ликвидации последствий таких чрезвычайных ситуаций привлекать население к выполнению неотложных общественно необходимых работ и использовать материально-технические ресурсы организаций, расположенных на подведомственной ему территории, независимо от форм собственности;
  • распоряжается имуществом и финансовыми ресурсами исполнительного комитета;
  • осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством, в том числе решениями Совета и исполнительного комитета.

Статья 27. Первый заместитель, заместители председателя Минского городского исполнительного комитета

Первый заместитель, заместители председателя исполнительного комитета назначаются на должность председателем исполнительного комитета по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Полномочия первого заместителя, заместителей председателя определяются председателем исполнительного комитета. Первый заместитель исполняет обязанности председателя исполнительного комитета в период его отсутствия или невозможности исполнения им своих обязанностей. Освобождение от должности первого заместителя, заместителей председателя осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством.

Статья 28. Заседания Минского городского исполнительного комитета

Заседания исполнительного комитета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Подготовку заседаний осуществляет управляющий делами исполнительного комитета. Заседания исполнительного комитета правомочны, если в них принимает участие не менее двух третей установленного состава исполнительного комитета. Порядок проведения заседаний и принятия решений определяется регламентом исполнительного комитета.

Статья 29. Аппарат Минского городского исполнительного комитета

Для организации текущей работы, подготовки заседаний исполнительного комитета создается аппарат исполнительного комитета.

Глава 4. Администрация района города Статья 30. Статус администрации района города

Исполнительным и распорядительным органом на территории района города является администрация района, обладающая правами юридического лица. Администрации районов города входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления. В состав администрации района входят глава администрации, его заместители, управляющий делами и члены администрации района города. Структура и штатная численность администрации района утверждаются исполнительным комитетом.

Статья 31. Компетенция администрации района города

Администрация района города:

  • обеспечивает на территории района соблюдение Конституции Республики Беларусь и законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь, выполнение решений Совета и исполнительного комитета, принятых в пределах их компетенции;
  • разрабатывает и вносит на рассмотрение исполнительного комитета схему управления территорией и ее развития, предложения о структуре и штатной численности администрации;
  • распоряжается коммунальной собственностью города в пределах полномочий, предоставленных Советом, выступает учредителем организаций, основанных на коммунальной собственности;
  • организует получение бюджетных и иных доходов и осуществляет контроль за их целевым использованием;
  • по согласованию с исполнительным комитетом открывает счета для накопления внебюджетных средств;
  • кооперирует с согласия собственников средства предприятий, организаций, учреждений и объединений, организует их долевое участие в социальном и экономическом развитии района;
  • вносит на рассмотрение Совета и его органов, исполнительного комитета предложения по всем вопросам местного значения и участвует в их рассмотрении;
  • организует в порядке, установленном законодательством, контроль за охраной атмосферного воздуха, вод, лесов, недр, растительного и животного мира, а также за использованием коммунальной собственности;
  • организует работу органов территориального общественного самоуправления, созывает собрания, в том числе собрания уполномоченных представителей жителей соответствующей территории, обеспечивает выполнение их решений;
  • взаимодействует на принципах социального партнерства с организациями, структурами профессиональных союзов, работающими в районе, в решении социально-экономических задач;
  • рассматривает обращения граждан и принимает по ним решения в пределах своей компетенции;
  • разрабатывает и вносит на рассмотрение исполнительного комитета сметы расходов местной администрации, обеспечивает их исполнение;
  • решает вопросы, связанные с землепользованием, в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
  • организует строительство жилых домов, объектов социально-бытового назначения и инженерно-транспортной инфраструктуры, ремонт жилищного фонда, дорог, обеспечивает контроль за содержанием улиц, кварталов, придомовых территорий;
  • обеспечивает целевое использование и сохранность государственного жилищного фонда;
  • ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, представляет им информацию по этому вопросу, а также осуществляет контроль за состоянием такого учета в организациях, расположенных на территории района;
  • содействует созданию и функционированию организаций по обслуживанию населения соответствующей территории;
  • решает вопросы, связанные с укреплением общественного порядка;
  • образует в соответствии с законодательством административную комиссию, комиссию по делам несовершеннолетних, призывную комиссию, наблюдательную комиссию, комиссию по борьбе с пьянством, общественную комиссию по жилищным вопросам, иные комиссии;
  • организует контроль за обеспечением противопожарных мероприятий и безопасности на водах;
  • представляет интересы района в государственных органах и в отношениях с организациями;
  • принимает меры по обеспечению и защите интересов района в судебном порядке;
  • организует работу по содержанию в надлежащем состоянии памятников природы, истории и культуры, культовых сооружений;
  • решает вопросы трудоустройства, образования, профессиональной подготовки, социально-культурного, медицинского, торгового, транспортного, бытового и иного обслуживания жителей района в пределах и порядке, установленных законодательством;
  • содействует развитию народных традиций и обычаев;
  • может выступать учредителем местных средств массовой информации;
  • осуществляет иные предусмотренные законодательством полномочия, предоставленные ей Советом и исполнительным комитетом.

Администрация района отчитывается о своей работе перед исполнительным комитетом, а также систематически информирует граждан района о своей деятельности. Заседания администрации района проводятся ее главой по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее 2/3 членов от установленного состава администрации. Решения администрации района принимаются простым большинством голосов от установленного состава администрации. Порядок проведения заседаний и принятия решений определяется регламентом администрации района.

Статья 32. Глава администрации района города

Глава администрации района назначается на должность и освобождается от должности председателем исполнительного комитета по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Заместители главы и управляющий делами администрации назначаются на должность и освобождаются от должности председателем исполнительного комитета по представлению главы администрации. Глава администрации района:

  • руководит деятельностью администрации;
  • утверждает по согласованию с председателем исполнительного комитета персональный состав администрации района, за исключением заместителей главы и управляющего делами администрации;
  • назначает на должность и освобождает от должности сотрудников администрации;
  • организует работу по подготовке заседаний администрации, ведет эти заседания;
  • организует и контролирует выполнение решений администрации;
  • распределяет функции между своими заместителями, другими сотрудниками администрации;
  • подписывает договоры, финансовые и банковские документы, является главным распорядителем кредитов;
  • применяет к сотрудникам администрации меры поощрения, налагает на них в соответствии с законодательством дисциплинарные взыскания;
  • представляет администрацию в отношениях с другими государственными органами, а также организациями и гражданами;
  • подписывает решения администрации и протоколы ее заседаний, издает в пределах своей компетенции распоряжения;
  • осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Глава 5. Территориальное общественное самоуправление и иные формы городского самоуправления в городе Статья 33. Территориальное общественное самоуправление в городе

Территориальное общественное самоуправление в городе - самоорганизация его жителей на добровольной основе по месту их жительства (микрорайоны, кварталы, улицы, дворы, дома с прилегающей территорией и другие внутригородские территориальные образования) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах городского значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление в городе осуществляется в соответствии с законодательством, настоящим Уставом и примерным уставом комитета территориального общественного самоуправления, утверждаемым Советом и исполнительным комитетом.

Статья 34. Создание органов территориального общественного самоуправления

Органом территориального общественного самоуправления является комитет, который может наделяться правами юридического лица.